Роль корпоративной культуры и коммуникаций

Культура и коммуникации могут обеспечить или помешать достижению целей бизнеса.

Невидимая сила

Большинство компаний, которым мы помогаем с разработкой стратегий, возглавляют люди, чей подход к управлению значительно смещен в рациональную сторону. Внимание таких руководителей, в силу их предыдущего опыта, сосредоточено на юридическо-правовых, финансовых или производственных аспектах и вопросы, которые выходят за рамки формальной логики, к которым относится корпоративная культура, выпадают из их поля зрения, либо не считаются приоритетными.

Это обстоятельство становится серьезным препятствием, когда дело доходит до реализации стратегии в жизнь. Как показывает практика, как бы ни верна была стратегия, она не имеет шанса на реализацию, если вступает в противоречия с устоявшимися культурными нормами и правилам. По этой причине, прежде чем приступить к работе над стратегией, целесообразно провести аудит организационной культуры и коммуникаций. Результаты аудита «материализуют» организационную культуру, наглядно показывая то, что помогает компании двигаться вперед, а что тормозит ее развитие, что позитивно влияет на ее имидж, а что нет.

Из спортивной жизни

Когда речь идет о роли корпоративной культуры в достижении целей бизнеса, уместна аналогия с академической греблей. Один или несколько гребцов экипажа, не выполняющие свою работу, не просто не помогают добиться результата, а сильно мешают остальным. Усилия, прикладываемые вразнобой, приводят к быстрой усталости всей команды, и получается, что лодка добирается до финиша только благодаря чрезмерному труду отдельных гребцов. Высокие результаты достигаются только при условии, когда спортсмены с разными физическими данными и техникой работают как единое целое.

Ключевыми факторами при формировании командной слаженности являются информированность членов экипажа и взаимные коммуникации. То есть, каждый гребец должен иметь ясное предоставление о цели и своей роли, а также быть способным координировать свои действия с действиями команды.

Если главная функция гребцов обеспечивать движение лодки, то рулевому определен собственный круг задач. Он управляет командой, транслирует стратегию, определяет и корректирует усилия гребцов, отвечает за безопасность судна и команды, мотивирует их по ходу движения.

Как рулевой без гребцов, так и гребцы без рулевого не выиграют гонку по отдельности. Организационная культура команды, основанная на сплоченности и взаимопонимании, а также информированность всех его членов имеет важное значения для достижения цели наряду со стратегией и физической подготовкой спортсменов.

Безусловно, бизнес-предприятия устроены сложнее чем команда гребцов, но суть и значение организационной или корпоративной культуры остается той же: какая бы не была точная стратегия у руководства, ей не суждено воплотиться, если сотрудники организации плохо понимают задачи, не мотивированы, не вовлечены и не эффективно взаимодействуют между собой.

Роль коммуникаций и проблема управления

Коммуникации — одно из ключевых проявлений корпоративной культуры. Корпоративные коммуникации в широком смысле можно определить как систему, которая обеспечивает связь и общение между сотрудниками, клиентами, поставщиками, инвесторами и другими заинтересованными аудиториями. Благодаря этой системе, становится возможным осуществление всех бизнес-процессов.

Стиль и содержание корпоративных коммуникаций раскрывают сущность внутренней культуры компании, и, конечно же, влияют на формирование имиджа и репутации вовне.

В этой связи актуален вопрос об управлении корпоративными коммуникациями. Дело в том, что эта область деятельности практически никогда не имеет единого центра управления, напротив разделена между HR, бизнес-процессами, маркетингом, PR и рекламой. Типичная практика, когда функции контроля за внутренними и внешними коммуникациями разделены между несколькими службами. И если постановка целей, планирование и формирование сообщений для внешних аудиторий, как правило, не вызывает проблем, то этого нельзя с уверенностью сказать в отношении коммуникаций с сотрудниками.

В подтверждение этого факта, можно привести результаты наших аудитов, которые в подавляющем большинстве случаем выявляют то, что сотрудники считают себя недостаточно информированными о целях и стратегии компании; не имеют представления о ценностях, видении и миссии; многие, особенно в крупных компаниях, не ощущают себя частью большого коллектива; многие отмечают, что узнают о продуктах компании исключительно из внешних источников. Самое распространенное пожелание от работников: быть более посвященными в жизнь компании.

В дальнейшем, более углубленный анализ, обнаруживает несогласованность между внешними и внутренними коммуникациями. Если компании осуществляют стратегии, направленные вовне (в рамках реализации задач маркетинга), то стратегии внутренних коммуникаций практически не встречаются.

Исходя из того, что все, что делает организация, тем или иным образом передает ее идентичность и формирует ее имидж. мы придерживаемся мнения, что эффективные корпоративные коммуникации должна обеспечивать единая стратегия, где сотрудники являются приоритетной аудиторией, в ряду других заинтересованных сторон.

Значение корпоративной культуры и коммуникаций нельзя не дооценивать. Культура и коммуникации могут обеспечить или помешать достижению целей бизнеса. Единая стратегия, объединяющая внутренние и внешние коммуникации, поддерживает целостность организационной культуры и формирует актуальный корпоративный имидж.